МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗВЁЗДНОЕ
официальный сайт

Кривицкий Владимир Всеволодович


Кривицкий Владимир Всеволодович коренной петербуржец, житель Московского района, муниципального образования МО Звездное, родился 17 сентября 1938 года в городе Ленинграде. В 1966 году окончил исторический факультет Ленинградского Государственного Университета им. А.А.Жданова по специальности археология. С того же года начал работать в научно-просветительном отделе Государственного Эрмитажа, где и работает по настоящее время. Археолог, искусствовед, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, ветеран труда, житель блокадного Ленинграда, член Дома Ученых Российской академии наук.

Предлагаем вашему вниманию статьи, написанные Кривицким В.В. о великолепных памятниках раннего искусства скифов VIIVI века до нашей эры 2700 – 600 лет тому назад.

В. В. Кривицкий Серебряная ваза – амфора и золотые налучия из Чертамлыцкого кургана.

Серебряная ваза – амфора и золотые налучия из Чертамлыцкого кургана (1-я часть)

В 1862-1863 годах известный русский ученый, археолог И.Е.Забелин там же на Украине, недалеко от Солохи, на речке Чертамлыцк, раскопал большой Чертамлыцкий курган, высота которого была уже двадцать метров. Под курганом находилось десять погребальных помещений, камер – сооружений: камера царя с тайниками – нишами, захоронение царицы, царские кладовые, которые охранял воин – сторож вместе с собакой, помещение для двух воинов – оруженосцев, которые охраняли царя в загробном мире, за одиннадцатью царскими конями в «царстве мертвых» должны были ухаживать двое конюхов.

Разнообразные, многочисленные предметы, произведения искусства обнаружены в этом Кургане. Особую художественную ценность представляет здесь знаменитая Чертамлыцкая ваза из серебра, которая находилась в захоронении царицы. Она имеет форму греческих ваз, так называемых, амфор, с двумя ручками. В ней все совершенно и стройная изысканность формы и декоративная отделка. поверхность вазы украшены различными рельефными изображениями. В верхней части сосуда, на плечиках, фантастические чудовища, огромные грифоны терзают оленя. Тулово покрыто пышными растениями, среди которых порхают птицы. Своеобразно, довольно, оригинально, сделаны краны: головы львов, мифический конь – пегас, в центре. Широко раскрытые пасти животных, через которые вытекало вино, затыкались пробочками на серебряных цепочках. В кранах и в горле амфоры сделаны серебряные сита для процеживания напитка. Особенно замечателен, великолепен рельефный фриз, на котором представлена сцена из жизни скифов: приручение диких лошадей. Особенно интересно укрощение наиболее строптивого коня, которого три скифа пытаются сдержать арканом. Аркан, к сожалению, не сохранился – очень тонкая серебряная проволока. Мастер был грек, но жизнь скифов знал хорошо, почему жизненно и показал один из эпизодов из жизни скифов. Ваза чеканной работы, все изображения позолочены, а их детали выполнены гравировкой.

Курган Чертамлыцк, как и многие другие курганы скифов был ограблен. Грабители влезли в камеру царя.., и вдруг во время ограбления обвалился потолок. Грабители разбежались, один из них не успел. И археологи здесь помимо различных вещей обнаружили и скелет одного из грабителей. К счастью грабители не добрались до тайника. В тайнике находилась золотая пластина, украшения футляра для лука, так называемого, гарита, который носили на поясе; и который также вызывает не меньший интерес. На пластине изображена сцена из жизни древнегреческого мифического, героя Ахилла. Здесь представлены отдельные эпизоды из детства, воспитания и смерть. Вся композиция заканчивается фигурой матери Ахилла; богиня Фетида держит урну с его прахом. О художественном мастерстве этой сцены можно судить даже по этой фигуре: склоненная голова, полуопущенные руки, говорят о глубокой скорби матери, потерявшей единственного сына. Все рельефные изображения на пластине были оттиснуты с бронзовой формы, матрицы, отлитой по восковой модели. Мелкие детали: черты лица, пряди волос, складки одежды, орнамент на оружии выполнены чеканкой, гравировкой 2500-400 лет тому назад, V-IV века до нашей эры. Подобный горит не является единственным произведением древней торевтики–тиснения по металлу. Так в 1959 году археолог В.П. Шилов у станицы Елизаветинской на Дону, в Ростовской области обнаружил точно такую же золотую пластинку. Эти находки одинаковых высокохудожественных произведений искусства подтверждают этот факт, что в Северном Причерноморье существовало значительное количество ценных памятников искусства.

Серебряная ваза – амфора и золотые налучия из Кургана Чертамлыцк, хранящиеся в Эрмитаже, являются одним из выдающихся произведений древнего прикладного искусства.

В. В. Кривицкий Золотой гребень и чаша из Кургана Солоха.

Золотой гребень и чаша из Кургана Солоха (2-я часть)

2500 лет тому назад, в V веке до нашей эры скифы в царствование царя Атея, как рассказывает древнегреческий ученый «Отец истории» Геродот, достигли своего наивысшего могущества, расцвета. Атей, лишив власти двух своих соправителей, объединил под своей властью многочисленные скифские племена, впервые стал одновластным владыкой огромной скифской державы, владения которой при нем значительно расширились вплоть до Дуная. Алтей, могущественный, энергичный правитель, царь, воин, огнем и мечом расширявший вои владения держащий силой оружия подвластные ему племена. Много времени проводил в военных походах, сражениях, ратных делах.

Несмотря на то, что будучи уже девяностолетним стариком, он в 339 году до нашей эры возглавил поход скифов против фракийского племени – трибаллов, жившим за Дунаем. Но здесь скифы столкнулись с войском македонского царя Филиппа, отца прославленного полководца Александра Великого Македонского, были развиты, а сам Атей пал на поле боя. Далее Геродот повествует в своих трудах, говорит о том, что где бы не умирал или погибал в бою вождь скифов, царь, его, как правило, хоронили в Герах, где было место царских гробниц, в районе Днепровских порогов, в районе теперешнего города Никополя, на Украине. Затем, по словам Геродота, умершего царя бальзамировали труп воском, удаляли внутренности, наполняли тело благовонными травами. После этого царя в парадной одежде расшитой золотыми бляшками укладывали на погребальную колесницу, запрягали лошадей в золоченных конских уборах. Сзади за колесницей едут приближенные царские конные воины, их парадные одежды, оружие и упряжь коней так же украшены золотом. И вот представим себе степь: залитую ярким, солнечным светом. На солнце сверкают парадные одежды и оружие воинов, золоченая упряжь лошадей. Бронзовые навершия погребальной колесницы издают приятный мелодичный звон, который далеко разносится по степи, отгоняя злых духов от умершего и оповещая о приближении траурной процессии. Яркая, красочная картина: все это придает траурный процессии вид причудливого миража, видения, возникшего среди бесконечного унылого однообразия степи. Царя везут по всем его владениям, в течение сорока дней провожают в последний путь, в другом, загробным мир. Скифы, завидя своего мертвого владыку по своему выражали горе: кто-то бился головой о землю или рвал волосы на голове, или же отрезал ухо или прокалывал руку стрелой. Если же этого выражения скорби, печали не было, их жесткого карали за непочтение к своему мертвому повелителю. Объезд закончен. Шествие остановилось у свежевырытой могильной ямы, весьма сложного подземного сооружения, иногда состоящего из нескольких соединенных между собой помещений – камер. Веря в загробную жизнь, царя отправляли в другой мир со всем необходимым, тем, чем он пользовался при жизни. Поэтому тут же убивали его жену, слуг, коней бывало целые табуны. Затем сначала в могилу опускали царя, потом его убитую жену, слуг, оруженосцев, виночерпия, положили так же по суду, оружие, его одежды и украшения. И так, царя со всей свитой, имуществом, отправили на новое место жительства, в загробным мир. Над могилой насыпали большой курган, справили тризну или как мы говорим поминки, выпили вино, съели мясо. На вершину кургана поставили статую, каменное изваяние, которое принято называть «каменная баба».

В это же время 2500 лет тому назад, в V веке до нашей эры по сведению Геродота происходит усиленное взаимодействие греческой и скифской культуры. Это связано с появлением в Северном Причерноморье, на берегах Черного моря, греческих городов – государств, основанных греками переселенцами, выходцами из Греции. О тесной связи греков и скифов говорят вещи из известного кургана Солоха, раскопанного Н.И. Веселовским на Украине под г. Никополем в 1912 году. Высота кургана была 15 метров, - высота современного пятиэтажного дома. Здесь был погребен вождь. Его шею украшало золотое кольцо – шейная гривна, грудь, сплетенная из золотой нити, сетка с подвесками. Разнообразные бляшки были нашиты на его одежду. Тут же находилась посуда для пиршества из глины и серебра, различное оружие. Но самая замечательная находка из этого кургана – золотой гребень, который находился у головы вождя. Вещь эта известна, хотя бы по учебникам истории нашей страны. Он сделан в технике литья с применением ковки, чеканки, гравировки.

Гребень по своей форме напоминает переднюю часть греческого храма, на зубьях – колоннах которого лежит полоса- фриз из пяти львов. На фризе в технике двустороннего рельефа представлена сцена боя. Центральное место этой скульптурной композиции занимает конный воин. Он направил копье против врага, у которого били лошадь; на помощь конному бежит пехотинец. Мастер живо перед нами разворачивает драматический сюжет. Исход битвы ясен: воин, у которого убили лошадь, должен погибнуть. Напряженность сцены подчеркнута смертельно раненой лошадью, у горла ее видна большая рана, из которой хлещет кровь. Работа греческого мастера, который видел скифов, хорошо знал их жизнь и живо запечатлел их образы в этом произведении, которое наглядно подтверждает связь греческой и скифской культуры. Изображения человека в искусстве скифов появляется под влиянием греческого искусства.

Наряду с работой греческого мастера, здесь представлена и другая художественная школа. Символ царской власти чаша, которая называется фиала, для торжественных возлияний священных напитков. Фиала представляет собой плоскую, круглую чашу; ее оборотную сторону полностью занимает выпуклое, рельефное, чеканное изображение борьбы зверей: львов, терзающих оленей и лошадей; животных сплелись в причудливый узор. Одни ученые считают, что чашу сделал мастер грек, другие – фракиец. Фракийцы жили на территории Балканского полуострова. Это говорит о связях скифов с другими народами.

Золотой гребень и чаша из кургана Солоха являются одним из замечательных творений, художественных изделий древних мастеров. Наряду с другими памятниками скифского искусства, хранящимися в Эрмитаже, занимает достойное место, пользуется заслуженной славой, известностью.

В. В. Кривицкий Золотая обкладка ножен скифского меча.

Золотая обкладка ножен скифского меча

Скифы 2700-600 лет тому назад, в XII- VI веках до нашей эры были тесно связаны со странами Древнего Востока, Передней Азии. Об этом говорят находки археологов и это подтверждают «письменные сведения», рассказывающие о походах скифов на древний Восток.

На своих быстроногих конях скифы, тесня, преследуя ... через Северный Кавказ, Закавказье совершали далекие походы в страны Востока. Под их ударами пала Ассирия – могущественная военная держава, затем такие древнейшие государства, как мидия и Палестина, и вторглись в Сирию, устремившись дальше на Восток, дошли до самого Египта. И дальше могущественный египетский фараон Псаметих только лишь просьбами, дорогими подарками, которые он преподнес скифским военным предводителям вождям, смог добиться того, чтобы скифы приостановили свой бурный, подобно смерчу натиск на юг.

Что же касается скифской конницы, то она представляла очень большую опасность, давайте представим себе такую картину: вот мчаться конные скифские вампы, вооруженные луком, видна только лишь пыль из под копыт коней, еще издали осыпая противника дождем стрел, метко пущенных на полном скаку. Мощной лавиной обрушиваются на врага, проносятся дальше подобно буре, сметая все на своем пути, оставляя после себя разрушения и пожарища. От скифской стелы, в общем – то спасения не было: скифы хотя и стреляли на полном скаку, но, как правило, метко, без промаха. При сближении с противником пускали в ход топоры – секиры, копья и мечи. Шлем, щит защищали скифского вампа от удара, были защитным вооружением.

Один такой скифский меч и был найден там же на Кубани у станицы Келеремсской так же Н.И. В1903 – 1904 годах. Перед нами скифский короткий меч, который называется по-гречески, акинак. За выступ его подвешивали к поясу, справа, нижний конец привязывали к ноге. От меча только лишь сохранилась золотая обкладка ножен, потому что железо плохо сохраняется в земле, а лучше всего цветные металлы. Особенно священный металл скифов – золото; они знали его свойство – не ржавеет, почему его любили и клали в захоронения, в погребения. Сами же ножны делали из дерева и кожи. На золотой обкладке ножен изображено шествие восьми мощных фантастических зверей, с крыльями в виде рыб, туловищем быка и льва, головами льва, быка, козла, барана, орла; некоторые из них натягиваю тетиву лука. В верхней, широкой части ножен по бокам священного дерева жизни стоят крылатые фантастические человеческие фигуры, добрые божества, а заканчиваются ножны внизу двумя разъяренными, обращенными навстречу друг другу пантерами. Этот мотив крылатых, идущих друг за другом фантастических чудовищ, стоящих по бокам священного дерева божеств, обращенных на встречу друг другу пантер очень характерен для искусства древнего Востока, передней Азии. Изделие древневосточного мастера торевта. название торевтика происходит от греческого слова – «торевтос» - тиснить, что значит тиснение по металлу. Но в месте с тем эти ножны связаны и со скифским искусством, о чем нам говорит изображение оленя в окружении птичьих клювов, на выступе ножен, которое полностью совпадает по художественному исполнению со знакомым нам уже золотым оленем – украшением щита из станицы Костромской.

Одним из таких проводников связи скифов со странами Востока было древнейшее, рабовладельческое государство, располагавшееся в современной Армении, в Закавказье, Урарту–Ванское царство, павшее также под ударами могущественных скифов. Изучением, которого занимался крупнейший ученый археолог П.П. Пиотровский. Он раскопал мощную, непреступную крепость Кармир-Блур (Красный холм), взятую штурмом скифами. В стенах даже застряли наконечники стрел, которыми скифы обстреливали эту крепость. Это великолепное изделие, хорошо художественно отделанное с различными изображениями, характерными специально для искусства. Урарту и других переднеазиатских стран и для скифов, представленных на самом скифском мече, изготовлено в государстве Урарту. В ножнах этого меча ярко выражено знакомство скифов с древневосточной, переднеазиатской культурой и искусством в бурных событиях VII века до нашей эры 2700 лет тому назад. А оказался келермесский меч, как и ряд других памятников культуры и искусства в нашей стране во времена мирных, торговых, культурных связей и военных столкновений скифов и Урарту и переднеазиатскими странами.

Скифы – этот воинственный народ, представляющий собой грозную, непобедимую силу, конница, которого наводила ужас, страх на врага, под звон мечей и пенье стрел вступили на арену мировой истории. Они один из первых нанесли ощутимый удар по рабовладельческому строю могущественных держав Древнего Востока, передней Азии.

В. В. Кривицкий Два шедевра искусства скифов.

Два шедевра искусства скифов

2700-600 лет тому назад в конце VII- начала МШ века до нашей эры, в степях, появились воинственные племена кочевников, скифов, о которых в своих трудах рассказывают древневосточные и древнегреческие авторы. Обитатели этих степей – бородатые, длинноволосые люди в остроконечных шапках, туго подпоясанных коротких кафтанах и длинных штанах, заправленных в короткие сапожки. Это были ловкие, лихие, стремительные наездники и меткие стрелки из луков, почти никогда не расстающиеся с конем воины, верные в дружбе и свободные, неодолимые в бою. Над могилами своих военных предводителей, вождей, скифы насыпали курганы, которые только лишь и нарушают однообразие бескрайней, ровной, залитой солнцем, степи; их силуэты отчетливо вырисовываются на фоне ясного безоблачного неба. Веря в загробную жизнь, скифы помещали в могилы умерших различные предметы, те которыми они пользовались три жизни, считается, что эти вещи понадобятся в «загробном мире». В этих курганах скифских вождей археологи во вовремя раскопок обнаружили великолепные, искусно сработанные, выполненные с большим мастерством из золота и других драгоценных металлов, произведения искусства, художественного ремесла..

Так, в одном их таких скифских курганов у станицы Костромской, на Кубани, в 1897 году, выдающийся русский ученый- археолог Н.И. Веселовский обнаружил золотую бляху в виде оленя, которая служила украшением круглого железного щита. Этот олень из станицы Костромской является одним из самых ярких, великолепных памятников раннего искусства скифов VIIVI века до нашей эры 2700 – 600 лет тому назад. Обратите внимание как он передан: поджаты ноги, сильно вытянута вперед шея, голова чуть запрокинута назад. Олень насторожился, прислушался в минуту опасности, готов совершить прыжок, изображение его рельефное. Рога необычно изображены, в природе этого, конечно, не бывает, они слишком длинны по отношению к телу. Рога – характерная черта в облике оленя, поэтому мастер свое внимание и сосредоточил на передаче рогов. Другая же золотая бляха в виде хищника, пантеры, служившая также украшением щита, найдена там же, на Кубани, так же Н.И.Веселовским в 1903 – 1904 году в одном из скифских курганов у станицы Келермесской.

Обратите внимание на напряженную фигуру хищника, пантеры, служившая также украшением щита, найдена там же, на Кубани Н.И. Веселовским в 1903-1904 году в одном из скифских курганов у станицы Келермесской. Обратите, на протяженную фигуру хищника. Пантера притаилась, насторожилась, у нее оскалена пасть, она высматривает свою добычу и вот-вот готова броситься на свою жертву. Лапы, хвост такие необычно трактованы: на хвосте и когтистых лапах изображены те же самые пантеры, но гораздо меньших размеров, свернувшиеся в кольцо животные. Мастер здесь не случайно повторил пантер, а чтобы еще больше подчеркнуть силу того животного, это и характерно для искусства этого народа – сочетание условных и реальных черт в изображении животных. Чеканные с обратной стороны глаз, ухо пантеры и оленя были украшены цветной инкрустацией, эмалью. Резкие контуры плеча и бедра, четкая, продольная грань на шее усиливают впечатление стремительного движения и единства всей композиции. В то же время эти резкие грани говорят нам о том, что изображения этого рода изготовлялись при помощи вырезанной из дерева модели, матрицы, потому как только лишь в резьбе могли получиться такие поверхности. Олень и пантера полны очарования подлинного искусства, мастерства древних ювелиров, создавших эти шедевры раннего скифского искусства. А искусство скифских племен принято называть скифский «звериный стиль», поэтому как скифы, главным образом, изображали животных. Именно, в конце VII и в начале VI века до нашей эры, 2700-600 лет тому назад, в изобразительном искусстве этих племен широкое распространение и получило течение, характеризуемое использованием образов животных или отдельных частей их, - этот, так называемый скифский звериный стиль. Скифский зверины стиль прошел сложный и длительный путь развития, как и все скифское искусство. Этот своеобразный художественный стиль, воспринявший различные влияния более раннего искусства стран древнего Востока, Передней Азии, Кавказа и других соседних, смежных территорий, а позже (в конце VI и в V веке до нашей эры) греческого искусства, в основном сложился на местных культурных традициях и на идеологических представлениях, господствовавших в среде скифский племен. В результате чего, в итоге получился, новый, цельный, своеобразный и оригинальный стиль, близко родственный одновременному с ним художественному стилю ранних кочевников южной Сибири. Памятники скифского искусства являются наиболее ярким событием в истории искусства древних племен на территории страны.

Среди образов скифского звериного стиля наиболее характерны образы оленя, пантеры, барса, орла и ряда других животных. Образы эти в представлениях, создавших их мастеров, несомненно, были связаны с мифами, сказаниями, о которых они олицетворяли космические, небесные силы природы. Так, в частности, образ оленя связывался с представлениями о солнце, свете, животворящем начале. Пантера являлась олицетворением силы, храбрости, могущества, непобедимости. считалось по поверьям людей того времени, что если изображения этих животных прикрепить на щит, оружие, одежду, то они принесут успех, удачу и защиту человека от неблагоприятных влияний. памятники VII-VI веков до нашей эры дают наиболее полное представление о скифском зверином стиле, недавно, только сложившемся, и еще не подвергшемся искажающему влиянию греческого искусства. Для этих ранних памятников характера большая живость образа в целом, свидетельствующая о прекрасном знании изображаемых животных. В тоже время отдельные детали даны у словной манере, трактовке приводящей в более позднее время к схематизации образа и, наконец, иногда к превращению его в сложный и на первый взгляд не понятный орнамент.

Чудесные сокровища скифских курганов, принесенные далеко на севре, стали гордостью Эрмитажа. Собрание произведений скифского искусства в Эрмитаже является единственным в своем роде. Как в количественном, так и в качественном отношении оно не имеет себе равных ни в отечественных, ни в зарубежных музеях, пользуется всемирной славой, заслуженной известностью, как в настоящей стране, так и за рубежом.




Вернуться назад

 


Карта округа МО Звёздное

НАШИ КОНТАКТЫ:
196066, г. Санкт-Петербург, Алтайская ул., д. 13, литер А. Телефон/факс: (812) 371-28-72

e-mail: Местная администрация МО МО Звездное - mo048@yandex.ru

e-mail: Муниципальный Совет МО МО Звездное - mo048@yandex.ru

 

 
Последнее обновление сайта 22:16, 20 сентября 2017 г.

© Copyright Муниципальное Образование Звёздное 2011-2017