Выставка «О дивный детский мир!»

11 Ноября 2019


14 ноября 2019 года в 16.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка «О дивный детский мир!», рассказывающая о повседневной жизни петербургских детей, о воспитании и обучении  в кругу семьи и в городских образовательных учреждениях со времен Екатерины Великой до начала XX столетия.

Выставка представляет более 400 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российской национальной библиотеки, Библиотеки и музея Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Педагогического музея СПб академии постдипломного педагогического образования, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Первые шаги в формирование гуманистических принципов воспитания и обучения детей, в понимании  детства как важного периода становления в жизни человека были сделаны в России во второй половине XVIII века под влиянием идей европейских философов Д. Дидро, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтеня. Они нашли отражение в теоретических трудах отечественных просветителей И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, Е. Р. Дашковой, Д. И. Фонвизина, А. Ф. Бестужева.

Развитию педагогической мысли в России посвящен первый раздел выставки. Среди экспонатов здесь можно увидеть книгу И. И. Бецкого  «Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания, в России, обоего пола благороднаго и мещанскаго юношества; с прочими в пользу общества установлениями» (1791) и наказ императрицы Екатерины II (1770), говорящие о том, как воспитать образованных, физически и духовно развитых людей, которые в будущем смогут принести пользу своему Отечеству. 

Новые просветительские идеалы оказали влияние на детское и юношеское воспитание, прежде всего, в среде образованной части российского общества. Поэтому главной темой выставки в Петропавловской крепости стала жизнь петербургских детей из дворянских семей и семей интеллектуальной элиты.

Рассказ о детстве в Петербурге начинается с показа предметов младенческого обихода XIX – начала ХХ века: плетёной детской кроватки, коляски, «венского» стульчика для кормления, пеленок, распашонки, рожка для кормления, свивальника.  Рядом можно увидеть литографии и фотографии, запечатлевшие  младенцев с кормилицами, которые в первые годы жизни ребенка полностью отвечали за его питание и здоровье.

Реконструкция детской комнаты дает представление, из чего складывалась повседневная жизнь ребенка. Здесь демонстрируется специальная детская и игрушечная мебель, живописные  портреты и фотографии юных петербуржцев и их родителей, детский костюм и, конечно же, игрушки: куклы, кукольный дом, железная дорога, лошадка на колесиках, мягкие игрушки, кукольный театр «Гиньоль» и многое другое.

О разнообразии досуга петербургских детей, можно судить по большому количеству настольных игр, раскрасок, наборов для конструирования, предметов для рукоделия и т. д.

Важным компонентом домашнего воспитания были книги.  В семейных детских библиотеках присутствовали издания, как на русском, так и на иностранных языках, к примеру,  французском или немецком. Посетители выставки могут увидеть детские иллюстрированные книги и периодические издания более чем столетней давности. Среди них азбуки  А. Н. Бенуа, А. А. Радонежского, К. Д. Ушинского, литературные произведения для детей: «Басни»  И. А. Крылова,  «Руслан и Людмила»  А. С.Пушкина,  «Рассказы для детей»  Л. Н. Толстого, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Игрушки»  Б. Дикса; журналы «Задушевное слово» и «Светлячок».

Дома дети, как правило, получали, разностороннее начальное образование, включавшее изучение иностранных языков, русской словесности, алгебры, истории и географии. Помимо этих предметов, ребенку было необходимо уметь танцевать, играть на музыкальных инструментах. Мальчиков обучали военным наукам, фехтованию, а девочек – рукоделию. Уроки  в доме у ребенка проводили приглашенные учителя, либо эту роль выполняли гувернеры и гувернантки. Тему домашнего обучения иллюстрируют учебники по разным предметам, прописи, чернильный прибор, перьевые ручки, линейки, карандаши, глобус, грифельная доска и другие ученические принадлежности

Большой раздел выставки посвящен системе государственного образования и известным петербургским учебным заведениям  XVIII – начала ХХ века. В первую очередь, речь идет о женских и мужских закрытых школах:  Смольном, Екатерининском, Павловском, Мариинском институтах, принимавшим для обучения девушек;  о военных учреждениях для юношей, среди которых  Сухопутный Шляхетский, Морской, Пажеский кадетские корпуса;  а также о знаменитом Александровском лицее. Отдельное внимание  уделено истории петербургских гимназий. 

Представление о том, как был устроен процесс обучения в городских учебных заведениях, дают расписания предметов и экзаменов, свидетельства об успеваемости, аттестаты, кондуиты, тетради и сочинения. Рядом представлены экспонаты, которые рассказывают о досуге и увлечениях институток, кадетов и гимназистов. Интересны сохранившиеся воспоминания  учащихся о правилах и традициях того или иного учреждения,  о трудностях, переживаемых ими во время обучения, а также об искренних мечтах и надеждах юных петербуржцев.

www.spbmuseum.ru
vk.com/spb_museum
www.facebook.com/spbmuseum
www.instagram.com/spbmuseum