ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ!

18 Декабря 2025


Ответственность управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК за отказ в предоставлении информации

 

В силу ст. 24 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416 (далее – Правила № 416) предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления в адрес управляющей организации, на которые последняя обязана ответить.

Управляющая организация обязана в силу п. 34 Правил №416 не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса предоставить сведения о показаниях коллективных приборов учета за период не более 3 лет со дня снятия показаний.

В силу п. 36 Правил срок для ответа на запрос собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме по вопросам, не перечисленным в других пунктам Правил, составляет не более 10 рабочих дней.

С учетом изложенного, управляющие организации обязаны предоставлять информацию, предусмотренную законами Российской Федерации в сроки установленные действующим законодательством.

В случае неправомерного отказа в предоставлении информации, гражданам следует обращаться в прокуратуру района для проведения проверки и привлечения ответственных должностных лиц к ответственности.

В соответствии со ст. 5.39 КоАП РФ ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации наступает в случаях:

-        отказа в предоставлении информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

-        несвоевременное предоставление информации;

-        предоставление заведомо недостоверной информации.

Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

______________________________________________________________________________________________________________

Изменения в ст. 135 ТК РФ с 01.05.2025 об установлении заработной платы и системы премирования работников

 

Статья 135 ТК РФ определяет порядок установления заработной платы работникам. Во второй части этой нормы прописано, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2023 № 32-П положения части второй ст. 135 ТК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они порождают возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов позволяют без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.

Выполняя поручение Конституционного суда, Минтруд России  разработан законопроект, вносящий изменения в ст. 135 ТК РФ.

При этом в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов, вправе предусмотреть условие о том, что размер премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка снижается в отношении только тех входящих в состав заработной платы работника премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание, а размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы работника более чем на 20%.

Кроме того, уточнен порядок установления: особенностей режима рабочего времени и времени отдыха для работников транспорта и иных работников, имеющих особый характер работы; перечней работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной материальной ответственности; перечня работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет; особенностей работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры); случаев, порядка и условий выполнения педагогическими работниками дополнительной работы; продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, работающим в представительствах РФ за границей в странах с особыми (в том числе климатическими) условиями.

Изменения вступили в силу с 01 мая 2025 года.

______________________________________________________________________________________________________________ 

О возможности отказа от набора социальных услуг и получения денежной компенсации

Одним из видов государственной социальной помощи является предоставление набора социальных услуг определенным категориям граждан, например инвалидам. От набора соцуслуг можно отказаться в пользу денежного эквивалента (абз. 2 ст. 1, ст. 6.1, ч. 3 ст. 6.3 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Для этого следует придерживаться следующего алгоритма:

Шаг 1. Обратитесь в уполномоченный орган с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг

Заявление подается в территориальный орган СФР по месту нахождения выплатного дела получателя ежемесячной денежной выплаты либо в иной ТО СФР по выбору гражданина.

Законом предусмотрена возможность отказаться от получения набора социальных услуг в пользу денежного эквивалента: полностью; в части лекарственного обеспечения; в части путевки на санаторно-курортное лечение; в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; в части двух любых из указанных услуг одновременно.

Заявление об отказе от получения набора соцуслуг на следующий год подается до 1 октября текущего года и действует до 31 декабря года, в котором вы измените свое решение и обратитесь с заявлением о возобновлении предоставления набора соцуслуг, либо до момента утраты права на получение ежемесячной денежной выплаты.

Обратиться в ТО СФР с заявлением можно непосредственно (лично, в том числе при выездном приеме, или через представителя), по почте, через МФЦ (при определенных условиях) или в электронной форме, в том числе через Единый портал госуслуг.

Шаг 2. С 1 января года, следующего за годом подачи заявления, получайте ежемесячно денежный эквивалент социальных услуг

С 01.02.2025 общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 728,46 руб., из них:

1 331,30 руб. - на лекарства, медицинские изделия, а также специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;

205,95 руб. - на санаторно-курортное лечение;

191,21 руб. - на проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

По общему правилу сумму компенсации можно получить на банковскую карту «Мир». Сумма средств, направляемая на оплату предоставления социальных услуг, удерживается из ежемесячной денежной выплаты.

Обратите внимание! Отказ от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не лишает инвалида права на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета.

 _____________________________________________________________________________________________________________

О мерах социальной поддержки участников СВО и членов их семей

 

Участникам СВО и членам их семей предусмотрены различные гарантии и льготы, такие как приостановление действий трудового договора, если призвали на военную службу по мобилизации или направили на службу в войска нацгвардии РФ по мобилизации либо если заключен контракт на военную службу в период мобилизации, военного положения или в военное время либо контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на ВС РФ или войска нацгвардии РФ; кредитные каникулы; обязательное государственное личное страхование; денежное содержание; единовременная выплата при заключении контракта; ежемесячная компенсационная выплата отдельным категориям военнослужащих; медпомощь, реабилитация; единовременная выплата при получении увечья (ранения, травмы, контузии), наступлении инвалидности из-за него; единовременное пособие в случае признания не годным к военной службе или пребыванию в добровольческом формировании; ежемесячная денежная компенсация при наступлении инвалидности; страховые гарантии; соцподдержка; трудовые гарантии бывшим мобилизованным, контрактникам и добровольцам; компенсация, связанная с отпуском, для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; послабления в части сроков уплаты налогов, сборов, сдачи отчетности, налоговых проверок и ответственности для мобилизованных на военную службу в ВС РФ; льготы по отдельным налогам и страховым взносам для мобилизованных на военную службу в ВС РФ, контрактников, добровольцев, членов их семей; страховой стаж для досрочной пенсии по старости; гарантии и льготы для участников судебного процесса и исполнительного производства; гарантии при банкротстве в отношении выплат за участие в СВО; особенности привлечения к административной ответственности.

Также в субъектах Российской Федерации могут быть установлены дополнительные льготы и гарантии.

Действующим или бывшим участникам СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей предоставляют гарантии и льготы. Факт участия могут подтвердить сведения или справка полученные в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2024 N 1354 «О порядке установления факта участия граждан Российской Федерации в СВО на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области».

Порядок выдачи таких справок и предоставления этих сведений устанавливают федеральные органы исполнительной власти, федеральные госорганы, которые направляют (привлекают) граждан РФ для участия в СВО.

______________________________________________________________________________________________________________

Включение в реестр лиц в качестве недобросовестных участников

закупки и поставщиков

 

Недобросовестным участником государственных закупок является поставщик, подрядчик или исполнитель, уклонившиеся от заключения контрактов и (или) не выполнившие взятые на себя обязательства по ним.

В силу статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральной антимонопольной службой  Российской Федерации (далее – ФАС России) ведется реестр недобросовестных поставщиков (далее – реестр) путем размещения в единой информационной системе сведений о полном или сокращенном наименовании юридического лица или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя; идентификационном номере налогоплательщика; номере реестровой записи в едином реестре участников закупок; идентификационном коде закупки, а также даты внесения их в реестр (далее – информация).

Размещение указанной информации осуществляется на основании соответствующего решения ФАС России, принятого по результатам рассмотрения документов, содержащих сведения о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках).

При этом ФАС России рассматриваются данные документы только в случаях, определённых приказом ФАС России от 24.12.2024 № 1072/24 «Об утверждении Порядка проверки представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 22 ноября 2012 г. № 1211» (далее – Порядок).

Приказом ФАС России от 01.04.2025 № 220/25 в Порядок внесены изменения, которыми скорректирован и одновременно расширен перечень данных случаев.

С 17.05.2025 ФАС России рассматриваются документы о недобросовестных участниках закупки, поставщиках, исполнителях, подрядчиках (далее – документы) в случае проведение закупки, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) которой составляет 500 миллионов рублей и более (ранее документы рассматривались только в случае составления данной цены свыше 700 миллионов рублей).

Включение в реестр лиц в качестве недобросовестных участников закупки и поставщиков препятствует их участию в закупках в течение двух лет.

 _____________________________________________________________________________________________________________

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

 

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возложена, в том числе, на государственных и муниципальных служащих.

Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Государственные и муниципальные служащие обязаны уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно, а представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов - правонарушение, влекущее увольнение государственного и муниципального служащего.

При этом, представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

_____________________________________________________________________________________________________________

Как гражданину воспользоваться правом выбрать лечащего врача в поликлинике

 

Пациенты имеют право на выбор лечащего врача. Так, в поликлинике, к которой вы прикреплены, можно выбрать врача, но не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены поликлиники).

Пациент можете просить о замене лечащего врача также при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (п. 1 ч. 5 ст. 19, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 70 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Можно выбрать врача-терапевта, в том числе участкового; врача-педиатра, в том числе участкового; врача общей практики (семейного врача) или фельдшера (ч. 2 ст. 21 Закона № 323-ФЗ).

До выбора врача первичную врачебную медико-санитарную помощь   оказывают врачи, за которыми пациент закреплен. Так, например, участковый врач-терапевт формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу. Формируются группы обслуживаемого населения, проживающего (пребывающего) на определенной территории или работающего (обучающегося) в определенных организациях и (или) их подразделениях. Распределение населения по участкам осуществляется руководителями поликлиник.

Для смены лечащего врача необходимо подготовить заявление, в котором указать причины замены лечащего врача, и представить его в поликлинику.

Руководитель медицинской организации (ее подразделения) в течение 3-х рабочих дней со дня получения заявления должен проинформировать вас или вашего представителя в письменной или устной форме (по почте, телефону, электронной почте) о врачах соответствующей специальности и сроках оказания медицинской помощи этими врачами.

После получения информации выберите лечащего врача, при этом возложить на выбранного врача функции лечащего врача можно только с учетом его согласия (ч. 1 ст. 70 Закона № 323-ФЗ).

При выборе врача вы имеете право получать информацию в доступной форме, в том числе размещенную в сети Интернет, о врачах, об уровне их образования и квалификации. В частности, указанные сведения содержатся в федеральном регистре медицинских и фармацевтических работников.